Санкт-Петербургские ведомости,
8 июля 2014 г.
Если Рембрандта дилер принес... 664 просмотра
Из полусотни «круглых столов», проведенных на IV Петербургском международном юридическом форуме, одним из самых интересных стало обсуждение правовых аспектов экспертизы культурных ценностей. Он был проведен Эрмитажем.
Важный аспект касается недавно введенного требования при покупке музеем произведения искусства проводить внешнюю экспертизу. Но кто может быть лучшим экспертом для крупного музея, как не он сам? Есть проблемы при экспертизе вещей, ввозимых и вывозимых за границу. Музеи не могут принять дар от частного лица, если он не докажет, что владеет артефактом законно, здесь презумпция невиновности не действует.
Но основную часть времени участники дискуссии посвятили сложным взаимоотношениям, которые складываются между музеями, экспертами, дилерами и коллекционерами.
Представим себе ситуацию: дилер принес в музей на экспертизу картину, эксперт подтвердил авторство известного художника. Картина была продана за миллионы... и оказалась подделкой. Как делить ответственность перед покупателем?
Юрист консультант по антиквариату Никита Семенов убежден, что эксперт отвечает только полученным гонораром. Сколько это? Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – начала XIX века Русского музея, сообщил цифры. Если произведение приносится на экспертизу в государственные музеи (это самое авторитетное мнение), то это 25 тыс. рублей. Из них 60% идет в казну, а 40% делится между несколькими экспертами, работающими десятки лет. Заметим, что заключение не является музейным, это частное мнение экспертов.
Такие расценки заставляют экспертов работать на поток, что увеличивает вероятность ошибки.
Есть два варианта. Первый – музеи запрещают своим сотрудникам проводить экспертизы за исключением исследования вещей, предлагаемых на закупку. В случае отказа от приобретения музей ничего не объясняет: нам эта вещь не нужна, и все.
Но тогда, как заметила Мария Меньшикова, сотрудник Эрмитажа, эксперт по искусству Китая, мимо музея пройдет много ценных произведений. Результаты экспертизы – это своеобразная база данных, которая вводит в поле зрения специалистов неизвестные прежде вещи. Другой вариант – сделать экспертизу рыночной, когда гонорар за экспертное заключение напрямую зависит от стоимости произведения. Тогда ответственность эксперта сильно возрастает. «Возможно ли страхование ответственности эксперта?» – задал вопрос Михаил Пиотровский и получил отрицательный ответ от страховщика.
Василий Вдовец из «АльфаСтрахования» заметил, что сейчас это невозможно. Нужны четко прописанные стандарты экспертной деятельности, которые позволят отличить умысел от ошибки, только последняя является страховым случаем.
Любопытную альтернативу предложила Наталья Шатихина, доцент юрфака СПбГУ. Кроме эксперта между продавцом и покупателем произведения искусства должен находиться оценщик. Эксперт дает заключение о вероятном авторе произведения, времени его создания, технике и т. д. Оценщик определяет стоимость предмета, используя универсальные методики, которые давно придуманы. Разумеется, для произведений искусства формулы сложнее, чем для нефти. Но Шатихина убеждена, что если уникальную космическую станцию «Мир» сумели оценить, то с передвижниками разберемся.
Поясняя для нашей газеты свое мнение, Наталья Шатихина сообщила, что оценщик помимо учета экспертного заключения будет оперировать десятком параметров, начиная от спроса на того или иного художника. Каждый параметр будет иметь свой удельный вес в цене произведения. Например, если эксперт утверждает, что это Рембрандт, то удельный вес авторства в цене картины небольшой, поскольку все «рембрандты», ходящие на рынке, известны и оценщик проверит картину по каталогам. А если на продажу выставляется картина передвижника, то цена сильно зависит от того, какого именно.
Все участники дискуссии сошлись в одном. Музеи должны добиваться от тех, кто приносит произведения искусства на экспертизу, права публиковать ее результаты. Это станет важным шагом в борьбе с подделками.
Вадим МИХАЙЛОВ
Вся пресса за 8 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 ноября 2025 г.

|
|
Самарская газета, 6 ноября 2025 г.
Самарские троллейбусы и трамваи застрахуют на 4,8 млн рублей

|
|
Медиа 73, Ульяновск, 6 ноября 2025 г.
Жительница Ульяновска через суд увеличила выплату по ОСАГО

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 6 ноября 2025 г.
ОСАГО для Бобика

|
|
Деловой Казахстан, 6 ноября 2025 г.
Казахстан отстаёт от мира по уровню страхования жизни

|
|
Сибирское информационное агентство, Иркутск, 6 ноября 2025 г.
Заёмщики Сбера из Иркутска получили выплаты по кредитному страхованию жизни на 395,8 млн рублей

|
|
Деловой квартал-Новосибирск, 6 ноября 2025 г.
Грузоперевозки на Дальний Восток: вызовы и возможности

|
|
Sputnik Абхазия, 6 ноября 2025 г.
Помощь гражданам: как работает фонд обязательного медстрахования Абхазии

|
|
Авторамблер, 6 ноября 2025 г.
В России установлен рекорд оформлений ДТП по европротоколу

|
|
Sputnik Армения, 6 ноября 2025 г.
За обязательную медстраховку в Армении гражданам почти не придется доплачивать — министр

|
|
AK&M, 6 ноября 2025 г.
Американская KKR намерена расширить присутствие страхового подразделения в Индии

|
5 ноября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 ноября 2025 г.
В Европе создана новая ассоциация MGA — Федерация агентств по подписке (FASE)

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 ноября 2025 г.
Малайзийские врачи обвиняют страховщиков и администраторов во вмешательстве в клинические решения

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 ноября 2025 г.
Aon: глобальный страховой рынок вступает в период конкуренции и волатильности

|
|
Независимая газета, 5 ноября 2025 г.
Пока дача спит под снегом

|
|
Медвестник, 5 ноября 2025 г.
Медорганизация не вправе возмещать причиненный пациенту вред из средств ОМС

|
|
Интерфакс, 5 ноября 2025 г.
Страховщик оплатит репатриацию тела утонувшего в Таиланде российского туриста

|
|
КонсультантПлюс, 5 ноября 2025 г.
Центробанк привел примеры нежелательных практик информирования потребителей о финансовых продуктах

|
 Остальные материалы за 5 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|